при оплате летом

скидка 15%

открыт набор в онлайн-школу на 2025/2026 год

Итоговое сочинение 2025-2026: полное руководство для успешной сдачи

Время чтения 5 мин

Введение

Итоговое сочинение — первый и обязательный этап государственной итоговой аттестации для всех одиннадцатиклассников. Его успешная сдача является допуском к ЕГЭ. Это не просто формальность, а возможность проявить свою эрудицию, умение мыслить и грамотно излагать мысли. В этом руководстве мы подробно разберем всё, что нужно знать о итоговом сочинении в 2025-2026 учебном году: от официальных дат и направлений до структуры написания и секретов подготовки.

Что такое итоговое сочинение и зачем его писать?

Итоговое сочинение — это письменная работа в формате рассуждения на одну из предложенных тем. Его главная цель — проверить, насколько выпускник умеет:

  • Логично и последовательно выстраивать свои мысли.
  • Формулировать и аргументированно доказывать свою точку зрения.
  • Подкреплять рассуждения примерами из литературных источников.
  • Демонстрировать грамотность и богатство речи.

Зачем его писать? Есть две ключевые причины:

  1. Допуск к ЕГЭ. Это основная и обязательная цель. Без результата «зачёт» учащегося не допустят к сдаче единых государственных экзаменов.
  2. Дополнительные баллы при поступлении. Многие вузы, особенно гуманитарной направленности, учитывают хорошо написанное сочинение в качестве индивидуального достижения абитуриента и могут начислить за него от 1 до 10 дополнительных конкурсных баллов.

Даты проведения итогового сочинения в 2025-2026 году

Минпросвещения России и Рособрнадзор утвердили следующие даты:

  • Основной срок: 3 декабря 2025 года (первая среда декабря).
  • Дополнительные сроки (пересдачи): 4 февраля 2026 года и 8 апреля 2026 года.
  • На написание работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) время увеличивается на 1,5 часа.

Направления и темы итогового сочинения 2025-2026 от ФИПИ

Точные формулировки тем становятся известны только в день экзамена. Однако Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) заранее публикует открытые тематические направления, по которым эти темы будут сформированы.


В 2025-2026 учебном году сохраняется структура из трех крупных блоков, каждый из которых содержит подразделы:


1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • Нравственный выбор, отношения между людьми, добро и зло.
  • Самопознание и саморазвитие.
  • Понятие свободы и ее границы.

Примерные темы: «Что такое сила духа?», «Всегда ли нужно стремиться к познанию самого себя?», «Как отличить добро от зла?».


2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • Семья, семейные ценности и традиции.
  • Человек как часть общества.
  • Патриотизм, гражданская позиция и ответственность.

Примерные темы: «Что значит быть настоящим гражданином?», «Как семья влияет на становление личности?», «Почему важно помнить историю своей страны?».


3. Природа и культура в жизни человека

  • Взаимодействие человека и природы.
  • Роль науки и искусства.
  • Язык и языковая личность (новый акцент в 2025-2026 гг.).

Примерные темы: «Как искусство может изменить мировоззрение человека?», «В чем заключается моральная ответственность ученого?», «Почему культура речи важна в современном мире?».

  • На экзамене выпускникам предложат комплект из шести тем — по две из каждого большого блока.

Критерии оценивания: как получить «зачёт»

Проверка работы проводится по пяти критериям. Для получения «зачёта» необходимо выполнить три обязательных условия:


  1. Получить «зачёт» по критерию №1 («Соответствие теме»).
  2. Получить «зачёт» по критерию №2 («Аргументация. Привлечение литературного материала»).
  3. Получить «зачёт» хотя бы по одному из остальных критериев (№3, №4 или №5).

Сама система критериев выглядит так:

  1. Соответствие теме. Работа должна прямо отвечать на поставленный вопрос, не уходя в смежные или отвлеченные рассуждения.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Необходимо использовать хотя бы один литературный аргумент для подтверждения своей позиции. Примеры можно брать из русской и зарубежной классики, современной литературы, публицистики, мемуаров, научно-популярных книг.
  3. Композиция и логика рассуждения. Текст должен быть структурированным, с четкой логической связью между частями: вступлением, основной частью и заключением.
  4. Качество письменной речи. Оценивается разнообразие лексики, стилистическое единство текста и отсутствие речевых ошибок, затрудняющих понимание.
  5. Грамотность. На каждые 100 слов допускается не более пяти грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в сумме.

Важные технические требования:

  • Объем: Минимум — 250 слов (все слова, включая предлоги и союзы). Работы меньше этого объема не проверяются и автоматически получают «незачёт». Рекомендуемый объем — 350-400 слов.
  • Самостоятельность: Запрещен плагиат и списывание. Работа должна быть написана самостоятельно.

Как писать итоговое сочинение: подробная структура с примерами

Успешное сочинение строится по классическому плану рассуждения.


1. Вступление (≈15% от объема, 50-70 слов)

Задача — подвести читателя к теме, обозначить ее актуальность и сформулировать основной тезис (вашу главную мысль, ответ на вопрос темы).

Клише для вступления:

  • «Вопрос о ... всегда волновал человечество. Я считаю, что...»
  • «Данная тема крайне актуальна в современном мире, потому что...»
  • «Что такое ...? Я думаю, это...»

Пример: Тема: «Чем опасно равнодушие?»

Вступление: «Равнодушие — это не просто отсутствие интереса, а опасное состояние души, которое приводит к духовной слепоте и разрушению человеческих связей. Я уверен, что равнодушие страшнее злобы, потому что оно уничтожает саму возможность диалога и помощи.»


2. Основная часть (≈70% от объема, 200-250 слов)

Самая важная часть. Здесь вы приводите литературные аргументы, подтверждающие ваш тезис. Желательно использовать 2 аргумента из разных произведений для надежности.

Структура аргумента:

  1. Представление примера: Обращение к произведению, автору, герою.
  2. Краткое описание ситуации: Опишите конкретный эпизод, а не весь сюжет.
  3. Анализ и связь с тезисом: Объясните, как именно этот пример доказывает вашу мысль.
  4. Микровывод: Резюмируйте значение данного примера.

Клише для основной части:

  • «Яркий пример ... можно найти в произведении [Автор] "[Название]"...»
  • «Этот герой демонстрирует, что...»
  • «Данный эпизод показывает...»

Продолжение примера:

«Яркий пример разрушительной силы равнодушия показал А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов проявляет циничное равнодушие к судьбе собаки и ее жертвы, его отношение меняется в зависимости от того, принадлежит ли животное генералу. Этот герой демонстрирует, как равнодушие, порожденное чинопочитанием, убивает в человеке справедливость и человечность.

Второй аргумент можно привести из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников, создавая свою теорию, изначально проявляет равнодушие к судьбам «тварей дрожащих». Это приводит его к преступлению и последующему духовному краху. Равнодушие к чужой жизни оборачивается губительной внутренней пустотой.»


3. Заключение (≈15% от объема, 50-70 слов)

Задача — подвести итог всем рассуждениям, еще раз подтвердив свой тезис, и дать обобщенный вывод.

Клише для заключения:

  • «Таким образом, можно сделать вывод, что...»
  • «Подводя итог, хочется сказать...»
  • «Все приведенные примеры убеждают нас в том, что...»

Окончание примера:

«Таким образом, оба примера из русской классики убедительно доказывают, что равнодушие опасно как для общества, разъедая его моральные устои, так и для самого человека, ведя его к нравственной деградации. Бороться с ним можно только одним способом — проявляя искреннее участие и милосердие.»

Список литературы для аргументов

Не нужно читать всё. Достаточно глубоко знать 7-10 универсальных произведений, которые можно использовать для раскрытия разных тем.

Универсальная подборка:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  3. Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»
  4. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  7. А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», рассказы («Хамелеон», «Студент»)
  8. М.А. Шолохов «Судьба человека»
  9. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  10. В.Г. Распутин «Уроки французского»
  11. Произведения о Великой Отечественной войне (Б. Васильев, В. Быков)

Совет: Создайте для себя таблицу: «Произведение — Основные темы — Герои и ключевые эпизоды». Это поможет быстро подбирать аргументы на экзамене.

Частые ошибки и как их избежать

  • Подмена темы. Увлекшись рассуждениями, ученик уходит от исходного вопроса.
  • Как избежать: Внимательно читайте тему перед началом работы, выделяйте ключевые слова и периодически возвращайтесь к ним по ходу написания.
  • Пересказ произведения. Ученик подробно излагает сюжет книги вместо того, чтобы проанализировать конкретный эпизод.
  • Как избежать: Помните: ваша задача — не пересказать, а проанализировать. Сразу после описания эпизода объясняйте: «Этот пример показывает, что...».
  • Отсутствие литературных аргументов. Рассуждения ведутся только на основе жизненного опыта.
  • Как избежать: Минимум один литературный пример обязателен. Готовьте свою универсальную подборку заранее.
  • Нарушение композиции. Текст представляет собой сплошное полотно без абзацев или с нарушенной логикой.
  • Как избежать: Следуйте структуре: Вступление -> Аргумент 1 -> Аргумент 2 -> Заключение. Каждую часть начинайте с нового абзаца.
  • Недостаточный объем.
  • Как избежать: Тренируйтесь писать на время. Следите, чтобы вступление и заключение были лаконичными, а основная часть — развернутой и доказательной.

Что делать, если получил «незачёт»?

«Незачёт» лишает допуска к ЕГЭ в основные сроки. Однако у каждого выпускника есть право на пересдачу в дополнительные сроки: 4 февраля и 8 апреля 2026 года. Этой возможностью могут воспользоваться те, кто:

  • Не явился на сочинение по уважительной причине (болезнь, ЧП).
  • Не смог закончить работу по уважительной причине.
  • Получил «незачёт» при первой попытке.

Заключение: алгоритм успешной подготовки

  1. Изучите направления с сайта ФИПИ.
  2. Подберите литературу: выберите 7-10 произведений и детально разберите их для аргументов.
  3. Освойте структуру: выучите план сочинения и полезные клише.
  4. Пишите практические работы: напишите не менее 3-5 сочинений на разные темы и попросите учителя или репетитора их проверить.
  5. Тренируйте тайминг: учитесь укладываться в 4 часа, распределяя время на черновик и чистовик.
  • Итоговое сочинение — это не экзамен на знание конкретных книг, а проверка вашей способности мыслить, анализировать и убедительно доказывать свою позицию. Системная подготовка и уверенность в своих силах — ключ к успеху и заветному допуску к ЕГЭ.
читайте еще больше интересных статей
поступите прямо сейчас!
получите бесплатный доступ на неделю
более 10 000 материалов на платформе
интерактивные задания
записи уроков и мини-лекции к темам
льготы при поступлении в ведущие колледжи и вузы России
или напишите нам в чат
получите бесплатный доступ к платформе
Пишите по любым вопросам нам
© 2025 Synergy. Все права защищены
125315, г. Москва, Ленинградский пр-т, 80к48
Наши соц.сети
Made on
Tilda