при оплате летом

скидка 15%

открыт набор в онлайн-школу на 2025/2026 год

Обучение детей с ОВЗ: права, формы и практические рекомендации для родителей

Время чтения 5 мин

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — сложный и многогранный процесс, требующий особого подхода. Родители таких детей часто сталкиваются с вопросами: какую форму обучения выбрать, какие права есть у ребенка, и как обеспечить ему комфортные условия? В этой статье мы разберем ключевые аспекты обучения детей с ОВЗ, опираясь на законодательство, экспертные мнения и практический опыт.

Кто относится к детям с ОВЗ?

Дети с ОВЗ — это дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые требуют специальных условий для обучения.


К ним относятся:

  • Нарушения зрения или слуха.
  • Тяжелые дефекты речи.
  • Проблемы опорно-двигательного аппарата.
  • Задержки психического развития.
  • Расстройства аутистического спектра (РАС).

Важно: ОВЗ — педагогический термин, который не всегда совпадает с медицинским диагнозом. Например, ребенок с сахарным диабетом может не иметь статуса ОВЗ, но нуждаться в особых условиях.

Права детей с ОВЗ в образовании

Согласно законодательству РФ, дети с ОВЗ имеют право на:

  1. Выбор формы обучения: родители могут выбрать инклюзивное, коррекционное, надомное или семейное обучение.
  2. Специальные условия: школа обязана обеспечить доступную среду (пандусы, тьюторов, адаптированные программы).
  3. Адаптированные программы: например, индивидуальный учебный план (ИУП) или специальная программа развития (СИПР).

Цитата эксперта:

«Вариативность форм и форматов образования предлагается сохранить. Экспертное сообщество поддерживает и совместное обучение здоровых детей со сверстниками с ОВЗ» (Лариса Фальковская, Минпросвещения РФ).


Помимо форм обучения и специальных условий детям с ОВЗ доступен уникальный формат сдачи экзаменов - ГВЭ (альтернатива ЕГЭ) в упрощенной форме. Подробнее про этот экзамен читайте здесь.

Формы обучения для детей с ОВЗ

1. Инклюзивное обучение

Плюсы:

  • Социализация и развитие эмпатии у всех детей.
  • Возможность учиться в школе рядом с домом.

Минусы:

  • Не все школы оборудованы для детей с ОВЗ.
  • Нехватка квалифицированных педагогов.

Подробнее про инклюзивное обучение читайте в этой статье.

2. Коррекционные классы и школы

Плюсы:

  • Программы адаптированы под конкретные нарушения.
  • Специализированное оборудование и педагоги.

Минусы:

  • Ограниченное взаимодействие со здоровыми сверстниками.

3. Надомное и семейное обучение

Плюсы:

  • Гибкий график и индивидуальный подход.
  • Комфортная обстановка для ребенка.

Минусы:

  • Высокая нагрузка на родителей.
  • Ограниченный доступ к социализации.

Однако, многие родители, переходят в онлайн-школы на семейной форме обучения и снимают с себя большую часть нагрузки, ее берет на себя школа. Посмотрите правила приема детей с ОВЗ в онлайн-школу здесь.


Читайте подробнее про надомное обучение здесь, а про семейное обучение здесь.

Как организовать обучение: шаги для родителей

  1. Пройти ПМПК: комиссия определит статус ОВЗ и даст рекомендации по форме обучения.
  2. Выбрать школу: убедитесь, что учреждение может обеспечить специальные условия.
  3. Составить адаптированную программу: вместе с педагогами разработайте ИУП или АОП.
  4. Контролировать процесс: регулярно взаимодействуйте с учителями и специалистами.

Пример: Для ребенка с нарушением зрения школа должна предоставить материалы шрифтом Брайля или аудиоучебники.

Советы педагогам и родителям

  • Используйте дифференцированный подход: адаптируйте задания под возможности ребенка.
  • Развивайте самостоятельность: поощряйте даже небольшие успехи.
  • Создавайте поддерживающую среду: учите детей толерантности и взаимопомощи.

При каких диагнозах ОВЗ ребенок может учиться в школе?

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право на обучение в обычных, коррекционных или инклюзивных школах в зависимости от диагноза и степени нарушений.


1. Дети, которые могут учиться в обычной школе (инклюзивное обучение)

Инклюзивное образование подходит для детей с ОВЗ, которые могут осваивать программу с адаптацией и минимальной поддержкой.


Основные диагнозы:

Нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП, последствия травм) – если нет тяжелых когнитивных нарушений.

Слабослышащие и слабовидящие (при условии использования слуховых аппаратов, Брайля и др.).

Легкие формы ЗПР (задержка психического развития) – если ребенок может усваивать программу с дополнительной помощью.

Ранние стадии РАС (расстройства аутистического спектра) – при наличии тьютора и ресурсного класса.

Хронические заболевания (сахарный диабет, астма, эпилепсия в стадии ремиссии) – если нет тяжелых когнитивных нарушений.

Тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия) – при сохранном интеллекте.


Условия:

  • Школа должна обеспечить доступную среду (пандусы, лифты, специальные учебники).
  • Возможность обучения по адаптированной программе (АООП).
  • Поддержка тьютора, логопеда или дефектолога.

2. Дети, которым рекомендованы коррекционные классы в обычной школе

  • Коррекционные классы (например, КРО – классы коррекционно-развивающего обучения) создаются для детей, которым сложно учиться в обычном классе, но не требуется спецшкола.
  • Основные диагнозы:
  • 🔹 Умеренная ЗПР (задержка психического развития).
  • 🔹 Тяжелые нарушения речи (при сопутствующих когнитивных трудностях).
  • 🔹 Легкая умственная отсталость (F70 по МКБ-10) – если ребенок может освоить базовые навыки.
  • 🔹 Дети с РАС (аутизмом), которым сложно в обычном классе, но не требуется спецшкола VIII вида.
  • Условия:
  • Меньшая наполняемость класса (до 12 человек).
  • Упрощенная программа с акцентом на социализацию.
  • Коррекционные занятия с логопедом и психологом

3. Дети, которым нужны коррекционные школы (по видам нарушений)

Коррекционные школы делятся на виды (ранее обозначались римскими цифрами I–VIII).

Виды коррекционных школ и диагнозы:

FAQ

1. Можно ли отказаться от ПМПК?

Да, но без заключения комиссии школа не обязана создавать специальные условия.

2. Как сдают ЕГЭ дети с ОВЗ?

Им предоставляются дополнительные время, ассистенты и специальные технические средства.

3. Что делать, если школа не создает условия?

Обратитесь в департамент образования или рассмотрите альтернативные формы обучения.


Эта статья основана на данных Минпросвещения РФ, экспертных интервью и практическом опыте педагогов. Для более подробной консультации обратитесь к специалистам.

читайте еще больше интересных статей
поступите прямо сейчас!
получите бесплатный доступ на неделю
более 10 000 материалов на платформе
интерактивные задания
записи уроков и мини-лекции к темам
льготы при поступлении в ведущие колледжи и вузы России
или напишите нам в чат
получите бесплатный доступ к платформе
Пишите по любым вопросам нам
© 2025 Synergy. Все права защищены
125315, г. Москва, Ленинградский пр-т, 80к48
Наши соц.сети
Made on
Tilda